Водитель и дорога
Жена возвращается с автомобильной прогулки очень
взволнованная:
– Ты знаешь, дорогой, – говорит она мужу, – я только что
повстречала Алису, с которой нас познакомили на дне рождения у твоего дядюшки.
– Да и бог с ней, – отвечает муж. – Меня это не интересует.
– Нет так нет. Но обе машины придется сдавать в металлолом.
К счастью, практически все время, проводимое со своим автомобилем, водитель посвящает в основном не ремонту, а управлению им, наслаждаясь скоростью, комфортом и пей-
зажами за окном. Тому, как получать от вождения только наслаждение, а не разочарование
и посвящена эта глава.
Поздравь меня, купил сегодня автомобиль. Теперь скажи как «гуру», что мне
делать, чтобы не попадать в аварии?
Для того чтобы произошла авария, должно совпасть сразу три неблагоприятных обсто-
ятельства:
. кто-то должен нарушить правила;
. кто-то должен не захотеть этого простить;
. оба должны сойтись в одном месте и в одно время.
Соответственно, автомобилисты уже очень давно разработали базовый алгоритм, поз-
воляющий снизить риск аварии сразу во много раз. Этот алгоритм называется правилом трех
«Д» – «Дай дорогу дураку».
Лучший способ не попадать в аварии – это не нарушать Правила дорожного движения
самому и не подставляться под удар, если видишь, что Правила нарушает кто-то другой.
Всем понятно, что злостный нарушитель долго проездить не сможет, побьется обязательно.
Но пусть он это делает без вашего участия.
Как отличить нарушителя от обычного водителя? Ведь у него на капоте объяв-
ление не висит, а когда нарушит – реагировать будет уже поздно.
Начнем с того, что чаще всего нарушитель ПДД не догадывается о своем позорном
статусе до тех пор, пока не окажется у кого-то под колесами. Смертным приговором стано-
вится не само нарушение, а банальная невнимательность, приводящая к опасной ситуации.
Задача водителя, желающего ездить долго и безопасно, – такие ситуации предвидеть и пре-
дупреждать.
Вот самые распространенные примеры, которые могут привести к возникновению ава-
рийный ситуации.
. На узких и тихих улицах из остановившегося автобуса, троллейбуса или маршрутки
пассажиры нередко кидаются через дорогу, не глядя по сторонам. Будьте внимательны!
. Если машина остановилась перед вами – из нее почти наверняка кто-то выйдет. Причем этот кто-то может сначала открыть дверцу, а уж потом посмотреть, нет ли сзади прибли-
жающихся машин. Именно поэтому всегда объезжайте остановившиеся машины с дистан-
цией в полтора-два метра.
. Не приближайтесь к грузовику с полуприцепом, когда тот совершает поворот. Тягач
такого автомобиля при повороте всегда идет по значительно большему радиусу, нежели при-
цеп. То есть, чтобы повернуть налево, водитель автопоезда сперва сильно сдает влево, его
указатели поворота указывают одно, действия он предпринимает другие, а из-за поворота
тягача относительно прицепа он еще и не видит абсолютно ничего, что происходит вокруг!
Все вместе взятое и приводит к частым авариям.
. По возможности выбирайте полосу, вдоль которой не растут густые кустарники. Из
них время от времени выпадают на дорогу пьяные пешеходы или выбегают увлеченные теле-
фонным разговорам принцессы. Аналогичную опасность представляют и припаркованные
машины. Старайтесь объезжать любые «слепые» зоны на безопасном расстоянии!
. Выезжая с второстепенной дороги, следует пропускать не только тех, кто едет по ней
прямо, но и тех, кто включил правый указатель поворота. Очень может быть, что водитель
подобного авто забыл выключить «поворотник» после предыдущего маневра, или собира-
ется припарковаться сразу за перекрестком, или просто заканчивает перестроение.
. Если впереди на дороге у машин вдруг загорелись стоп-сигналы, будьте внима-
тельны, скорее всего, там случилось что-то неладное.
. Старайтесь заблаговременно предугадывать маневры других водителей. В большин-
стве случаев подобная прозорливость бывает совсем не лишней и не связана с какими-то
сложностями. Например, вы видите, что вас начинает обгонять другая машина, а впереди, в
левом ряду, кто-то остановился, собираясь совершить левый поворот. Это значит, что обго-
няющая вас машина, завершая маневр, будет вынуждена вас подрезать, чтобы попасть на
свободную полосу. А потому вам, дабы не создавать аварийную ситуацию, необходимо либо
сбросить скорость, пропуская торопыгу, либо ее увеличить, не давая себя обогнать.
. Смотрите в зеркала заднего обзора с интервалом в 6–7 секунд. На дороге вы должны
не только видеть происходящее впереди, но и иметь четкое представление о ситуации вокруг
машины. Иначе невинная попытка объехать небольшую ямку может привести к попутному
столкновению (попутные столкновения составляют почти половину всех аварий!).
. Соблюдайте дистанцию! Вы должны быть готовы остановить машину с некоторым
запасом даже в том случае, если перед впереди идущей машиной на трассу вдруг выскочит
невидимый вам лисенок и той придется применить экстренное торможение.
. Никогда не останавливайтесь на подъеме ближе 2–3 метров от впереди стоящей
машины! Трогаясь с места, она может откатиться назад и…
. Будьте предсказуемы сами! Позволяйте окружающим водителям точно определять
ваши предстоящие действия. Перестраивайтесь – заблаговременно, включив «поворотник».
Тормозите – плавно, желательно сперва резче, а потом слегка отпускайте педаль, чтобы
машина сзади имела запас тормозного пути на тот случай, если ей не хватит места для энер-
гичного торможения.
. Не совершайте резких маневров без самой крайней необходимости! Вот и все. Без-
аварийная езда вполне проста и достижима. Достаточно лишь не «ловить миллиметры» на
скоростях под сто километров в час и соблюдать элементарную культуру по отношению к
окружающим.
Я постоянно слышу советы «быть внимательнее» в той или иной ситуации. А
что это означает в реальности?
Если на дороге возникла ситуация, которая требует вашего внимания (тут и там заго-
релись «стопы», машины впереди завиляли, встречные отчаянно мигают фарами либо слу-
чилось что-то еще), крайне желательно:
. отвлечься от посторонних разговоров и рекламных призывов из радиоприемника;
. взяться за руль обеими руками на случай проявления неожиданных неровностей и
ударов в подвеску, либо для резкого маневра, если в нем вдруг возникнет нужда;
. сбросить скорость либо двигаться накатом. Чем ниже ваша скорость – тем больше у
вас времени для реакции на опасность!
. двигаясь накатом, занести ногу над педалью тормоза. Это на несколько метров умень-
шит тормозной путь в случае реальной опасности.