Мой сосед-таксист каждое утро проверяет уровень масла. Я поначалу тоже проверял, но за год он не снизился ни на миллиметр. И зачем тогда постоянно под капот
лазать?
Прежде всего не стоит сравнивать потрепанную рабочую лошадку, которую гоняют в
хвост и гриву, и ухоженное семейное авто, которое в неделю проезжает меньше, чем такси за
один день. Кроме того, заглядывание под капот не должно ограничиваться только проверкой
уровня масла в двигателе.
Открыв капот, первый взгляд надлежит бросить на бачки со всякого рода жидкостями
(тормоза, гидроусилитель, сцепление). Все они прозрачные, а потому сразу видно, нужно ли
что-то доливать или нет. Второй взгляд водитель бросает на расширительный бачок системы
охлаждения.
Помните, что заливать расширительный бачок под горлышко – занятие бесполезное и расточительное. Все равно после прогревания двигателя тосол, имеющий высокий коэффициент теплового расширения, поднимется в бачке и жидкость выплеснется на
дорогу. Вполне достаточно, если охлаждающая жидкость поднимается немного выше ниж-
ней отметки бачка.
И уже потом, продолжая проверку, нужно проверить уровень масла в двигателе. Нормальное количество масла – примерно на четверть ниже верхней риски щупа. Следует помнить, что превышение верхней риски для двигателя так же вредно, как и опускание его
уровня ниже допустимого. Занижение уровня приводит к недостаточному разбрызгиванию
масла коленчатым валом, завышение – к выдавливанию масла через сальники и выгоранию
его в цилиндрах (сизый дым). Не поддавайтесь панике, если залитое в двигатель масло темнеет уже на второй-третий день работы. Это свидетельствует как раз о его хороших моющих
качествах. Самый опасный признак – если вы, растерев между пальцами масло со щупа,
ощутили присутствие каких-то мелких крупинок. Это либо следы поломки в недрах мотора
(кусочки раскрошенного металла), либо каким-то образом попавший внутрь абразив (если
исправностей нет – скоро будут).
При осмотре щупа особое беспокойство должно вызывать не понижение, а повышение
уровня масла. Это означает, что где-то нарушилась герметичность соприкасающихся систем
(прокладки системы охлаждения или мембраны бензонасоса на карбюраторном двигателе).
Пока нет повода поддаваться панике, но два-три раза в день извлекайте щуп и проверяйте
цвет масла. Как только оно начало светлеть – вот тогда немедленно отправляйтесь в ремонт.
Белесость масла – это «эмульсия», в систему смазки попадает вода!
Одним из признаков нарушения герметичности системы охлаждения может служить
пробулькивание газов при заведенном двигателе и снятой пробке радиатора. Даже при пол-
ном расширительном бачке есть смысл открыть пробку радиатора и проверить уровень анти-
фриза в системе. Падение уровня жидкости в радиаторе (при наличии ее в бачке) будет
означать, что в систему охлаждения выбиваются газы из цилиндров (прогорание прокладки
головки блока), исчезновение антифриза из системы значит, что его в цилиндры засасывает
(прогорание прокладки головки блока, трещина на каком-то из цилиндров).
В общем, на такой машине в лес лучше не ехать. Чревато…
В принципе эксплуатировать машину, изводящую антифриз, можно. Но до поры до
времени. Ведь прокладка и дальше будет прогорать, раз уж дырочка уже есть, а трещина –
расширяться. И в один прекрасный миг расход жидкости из системы охлаждения прыгнет
до нескольких литров в час (имею печальный опыт). Такой момент лучше встретить вблизи
от любимой станции техобслуживания.