Теперь смотрим на стартерную батарею. Большинство счастливых обладателей авто-
мобилей зачастую ни разу не заглядывают под пробки банок своего аккумулятора, а просто
ездят на нем год, и два, и три, до тех пор, пока в один прекрасный, а точнее – неприятный день стартер не перестанет крутиться. Тогда они просто выбрасывают старую «консервную
банку для электричества» и покупают вместо нее новую. Стартовые батареи ныне научились
делать качественные, необслуживаемые, проверять и доливать электролит в них не требу-
ется.
Однако случается, что в процессе эксплуатации из батареи потихоньку выпаривается
дистиллированная вода. Регулярно подливая воду, можно продлить срок службы батареи
раза в два… Или даже в десять – все зависит от исправности электрооборудования на вашем
автомобиле. Если напряжение завышено, на батарею идет переразряд и она выкипает. Доста-
точно поглядывать на аккумулятор и – благо стенки в нем ныне прозрачные – проверять,
чтобы уровень электролита покачивался над темным рядом пластин. Причем проверять
достаточно только крайние банки – они выкипают первыми. Если вовремя не проследить –
батарея высохнет и выйдет из строя. Хорошо, когда рядом с домом. А если на даче или во
время поездки на пикник?
Если уровень электролита в крайних банках падает постоянно (вы замечаете сниже-
ние при каждой проверке), то это первый признак неисправности реле зарядки. Ток зарядки
очень сильно завышен! Нужно отправляться в автосервис.
Проверка уровня масла в АКПП – вопрос отдельный. Каждый из производителей
подобных узлов сам оговаривает, как и когда следует проверять этот уровень на машинах
его марки: на заглушенном двигателе или заведенном, на холодной машине или прогретой.
Однако самый важный момент остается прежним: масло должно быть чистым, без призна-
ков эмульсии (белесости), крупинок и гари. Уровень – между верхней и нижней отметками
щупа. Превышение положенного уровня масла для коробки не менее вредно, нежели его
нехватка.
Теперь бросьте беглый взгляд на кожух воздушного фильтра: как стоит, не возникло ли
щелей, не ослабли ли хомуты и не слетели ли патрубки. Осмотрите подкапотное простран-
ство на предмет влажных пятен или потеков у трубок – не возникло ли утечки жидкости, не
нарушена ли герметичность систем. Затем осмотрите его еще раз, выискивая следы потер-
тостей. Возможно, где-то ослаб крепеж, или какая-то трубка выскочила из гнезда и теперь
трется о другую трубку, или пытается довести ближний проводок до состояния короткого
замыкания.
Если все в порядке – капот можно с чистой совестью закрывать. И это действительно
так, не заглядывать под него ближайший месяц.
В инструкции по эксплуатации написано, что нужно следить за толщиной тор-
мозных колодок. А как это сделать, если их не видно?
Колодки изнашиваются не быстро и потому их проверка каждый день или даже месяц
вовсе не обязательна. Они хорошо видны при снятом колесе, поэтому изучение толщины
тормозных накладок проводится в тот момент, когда вы по той или иной причине вынуждены
снимать колесо.
Как минимум – дважды в год, при замене летней резины на зимнюю и, наоборот.
Обычно считается, что на две замены колодок приходится одна замена диска, но подоб-
ной арифметике сильно доверять не стоит. Требования к тормозным дискам у разных марок
машин разные, но чаще всего для легковых машин среднего класса требуемая безопасная
толщина находится в пределах 10 миллиметров.
Если в автосервисе вам предложат отшлифовать диски, имейте в виду: особой разницы
с нешлифованными дисками в эффективности тормозов вы не почувствуете, а вот толщина
дисков уменьшится весьма значительно. С тормозными барабанами ситуация обратная: если
нажимая на тормоз, вы ощущаете равномерные обратные толчки в педаль: причина скорее
всего кроется в неравномерном износе барабанов. Придется протачивать.