Чем отличается зимнее вождение от летнего
Состоянием покрытия, естественно!
Зимой из-за того, что перед перекрестками машины чаще всего тормозят или начинают
разгон, колеса растирают по асфальту снег, «накатывая» его и создавая ледяную корку. Выез-
жая с парковки в мороз, будьте готовы к тому, что подобный накат уже есть, и сбрасывайте
скорость заблаговременно, дабы самое меньшее за сто метров подкатывать к пересечению
на минимальной скорости (5–6 километров в час), которую можно будет погасить за считан-
ные секунды при любых обстоятельствах.
Но лед хотя бы прочный и крепко держится за асфальт. В снегопад дело еще хуже:
постоянно находясь между протектором и дорожным покрытием, снег практически полно-
стью изничтожает такое понятие, как сцепление колес с дорогой. Вы нажимаете на газ, веду-
щие колеса крутятся, а инерция покоя удерживает вашу машину на месте, пока вы медленно
и величаво, словно круизный лайнер в узком проливе, не начнете движение. Вы нажимаете
на тормоз, колеса схватываются «на юз», а инерция флегматично продолжает плыть вперед
вместе с вами. Вы решили повернуть, колеса уже давно смотрят направо, а инерция тянет
автомобиль по прямой. Зато у рыхлого снега большой коэффициент сопротивления качению,
и на нем куда легче остановиться, чем при гололеде. Так что, по большому счету – к этому
нужно просто привыкнуть.
Итак, если вы отправились в дорогу по толстому слою снега, всегда надо помнить сле-
дующее:
. У вас нет сцепления с дорогой, в любой момент и безо всякой видимой причины вас
может отбросить в сторону на 2–3 метра. Соответственно, следует значительно увеличить
дистанцию до двигающихся справа и слева машин. В идеале – вообще ехать одному, отстав
от основной группы или обогнав другие автомобили.
. Не смотрите на большегрузные машины, которые плюют на эти законы! У них зна-
чительно больше масса и инерция, и их практически не кидает из стороны в сторону! Если
вас отбросит на грузовик – плохо будет только вам.
. Заранее готовьтесь ко всем маневрам, и совершайте их на минимально возможной
скорости, иначе авто может поехать совсем не туда, куда вы задумали.
. Если на заднеприводной машине вас «занесло», старайтесь поворачивать рулевые
колеса в направлении заноса, и регулируйте скорость вращения нажатием педали газа:
больше газ – быстрее вращение, меньше газ – медленнее вращение (управляемый занос отра-
батывается на катке в первую очередь!). Некоторые мастера ухитряются с помощью этой
методики въезжать в поворот после вращения на четыреста пятьдесят градусов или вообще
боком.
. На переднеприводных нужно упрямо держать передние колеса повернутыми туда,
куда вам хочется поехать, и ждать, чем все это кончится.
. Выехав на дорогу по снежку, прежде чем влиться в транспортный поток, несколько
раз попытайтесь нажать на тормоз, на газ, резко переложить руль из стороны в сторону
в более спокойной обстановке. Так вы получите хоть некоторое представление о том,
насколько изменилось поведение машины в новой обстановке.
А парковать машину зимой тоже нужно как-то по-особенному?
Разумеется!
. Не ставьте машину на ручной тормоз! За время поездки тормозные диски нагрева-
ются до плюсовых температур и очень часто оказываются влажными. Ведь зимой снег лежит
везде, при проезде машины взвивается в воздух, проникает в различные щели и тает где ни
попадя. За время стоянки тормоза остынут, влага превратится в лед, и колодки могут при-
мерзнуть так, что диски или барабаны на заднем мосту придется очень долго и нудно ото-
гревать горячей водой. Вместо стояночного тормоза куда безопаснее оставлять машину на
включенной первой или задней передаче.
. Оставляя машину даже ненадолго, не поленитесь поднять голову и посмотреть, не
свисает ли над вами с далеко выступающего козырька парадной или края крыши большая
блестящая сосулька. Если да, то лучше отъехать. Падают такие монстры не каждый день, но
зато способны пробить насквозь кузов, а то и расколоть блок двигателя.
. Паркуясь на ночь в местах, где слой снега составляет больше 5 сантиметров, прокатитесь метра на полтора вперед-назад, утаптывая колею. Пустяк, но утром эта колея помо-
жет вам по инерции выскочить из снежного плена в ситуации, когда уличная температура
держится около нуля, и подтаявший вечером снег к утру превращается в прочную промерзшую массу.
. При длительной стоянке в подобном неприспособленном месте есть смысл подло-
жить под колеса небольшие деревянные брусочки (или кирпичи). В том случае, если снег на
улице то тает, то смерзается в корку, то снова тает, после двух-трех недель стоянки вы рис-
куете обнаружить свой автомобиль вмерзшим в лед по самые обода. Выбраться на свободу
в такой ситуации возможно только с помощью буксира.
У нас парковка сделана под легким углом от дороги, чтобы вода в дождь стекала.
Если ночью ударяет морозец, то утром уехать невозможно: по ледяной корке, да еще и
на подъем даже с места не стронуться. Что делать?
Чтобы тронуться по ледяной корке на любом подъеме, применяют простую техноло-
гию:
. при вынужденной остановке на обледеневшем склоне следует поставить машину на
ручник, выйти и позади ведущих колес сыпануть немного запасенного песочка (хорошо бы
еще и дорожку в направлении к хорошему покрытию просыпать);
. сесть за руль и снять машину с тормоза;
. откатиться немного назад, чтобы ведущие колеса оказались на песке;
. стронуться, немного разогнаться и продолжить подъем. В зимних условиях пакетик
песка и небольшая
. лопатка должны быть в багажнике обязательно! Никогда не знаешь, в какой момент
они могут понадобиться.