Еду с дачи, потек радиатор! Машина греется, антифриз вытекает. Что делать?
В большинстве случаев течь радиатора не может служить препятствием для движения
своим ходом. Вполне достаточно запастись у ближайшего водоема максимально возможным
количеством воды.
Основной проблемой при этом является то, что многие автовладельцы, завороженные
словами «антифриз выполняет смазывающие функции», боятся заливать в систему что-либо,
кроме тосола. Между тем за несколько дней использования воды вместо штатного рабочего
тела ничего страшного с двигателем случиться не может. До ремонта доехать хватит.
Еду домой, машина «закипела»! Как мне быть?
Для начала о том, чего делать категорически нельзя!
Если машина «закипела» (из-под капота валит белый пар), то – крайне опасно откры-
вать пробку радиатора! Как только вы ее откроете, кипяток шибанет наружу, и все окру-
жающие, включая вас, рискуют получить тяжелые ожоги. Повторяю: поддаваться первому
порыву и открывать пробку радиатора, чтобы посмотреть – что там в нем происходит, крайне
опасно!
Вторая ошибка, которую практически всегда совершают водители в этой ситуации, –
это глушат двигатель.
Впрочем, о том, что произойдет при выключении двигателя, следует рассказать попо-
дробнее.
Все современные моторы имеют водяное (вода плюс противоморозная присадка) охла-
ждение. Вода, подгоняемая помпой, течет мимо цилиндров и уносит тепло к радиаторам.
Если вы при перегреве заглушите двигатель, то;
. первой остановится помпа;
. вода перестанет течь мимо цилиндров, но продолжит нагреваться от все еще горячих
стенок;
. поскольку вода и так находилась на грани закипания, то тут уже вскипит оконча-
тельно;
. вода в рубашке охлаждения двигателя превратится в пар и, занимая объем в полторы
тысячи раз больший, чем в жидком состоянии, начнет расширяться;
. пар займет весь доступный объем системы охлаждения, выбив воду наружу через
все возможные щели, пробки и затычки;
. вы останетесь на дороге не просто с перегретым двигателем, но еще и с пустой систе-
мой охлаждения, а если не повезет – то и с ожогами.
Учитывая вышеизложенное, самым разумным будет снизить нагрузку на двигатель и
включить отопители салона на полную мощность. Тогда появится шанс хоть немного сбить
температуру в системе охлаждения. Ну а дальше – вопрос удачи. Либо температура чуток
спадет, и через пару минут двигатель можно будет глушить безопасно, либо он все равно
закипит – но ваша совесть при этом будет чиста.
Основные неисправности, приводящие к перегреву двигателя, просты и незамысло-
ваты, но на их устранение требуются инструмент и время. Посему в дорожной обстановке
лучше обойтись кратким осмотром и ощупыванием различных узлов.
. Двигатель кипит, радиатор холодный – нужно снять термостат и двигаться дальше
без него.
. Двигатель кипит, радиатор горячий, охлаждающая жидкость в пределах нормы – про-
верьте натяжение ремня водопомпы. В случае ослабления и проскальзывания внутренняя
сторона ремня становится липкой на ощупь, пахнет сажей и сильно пачкается. В случае пре-
дельного износа – ремня вообще нет на шкивах.
. Если ремень в хорошем состоянии – включите на полную мощность отопитель салона
и снизьте скорость. Добравшись до цели путешествия, обратитесь в автосервис с просьбой
проверить водопомпу – в ней, возможно, износилась крыльчатка.
. В случае обрыва ремня пошарьте по машине и пассажирам и найдите прочный и эла-
стичный материал, пригодный для изготовления временного заменителя оного. По общему
мнению, наилучшим таким материалом являются женские чулки или колготки. Их можно
просто связать в кольцо минимально нужного размера – и натянуть шкивы. В отсутствие
колготок можно использовать брючный ремень. В отсутствие ремня – связать в кольцо жгут
проводов, вырезать кольцо из старой камеры. В общем – оглядеться и проявить фантазию.
Если у вас не получается отремонтировать машину – запасайтесь водой и доливайте ее в
радиатор, двигайтесь, следя за температурным датчиком и включив отопление. При опасном
нагреве мотора – глушите его и ждите, пока остынет.
Малолитражную машину (ВАЗ, «Гольф») с неисправной системой зажигания можно
относительно безопасно буксировать на гибкой сцепке. Более тяжелые – не стоит, ибо при
заглушенном двигателе усилитель тормозов не работает!
|