У меня очень-очень маленький автомобильчик с очень-очень маленьким простень-
ким моторчиком. И он не заводится. Что делать?
Даже очень-очень маленький автомобиль не может иметь «простенький моторчик».
Однако, учитывая то, что отказ мопедного мотора заводиться не менее неприятен, чем отказ
мотора автомобильного, а с неисправным лодочным мотором есть риск и вовсе навеки
остаться на необитаемом острове, вопрос поиска неприятностей у самых простых двигате-
лей достоин отдельного внимательного рассмотрения.
Алгоритм поиска неприятностей у любого бензинового двигателя таков.
Шаг первый.
Проверяем:
. включено ли зажигание;
. закрыта ли заслонка, обогащающая топливную смесь;
. поступает ли бензин в карбюратор (открыт ли краник на бензопроводе, если он есть,
наполняет ли бензин прозрачную пластиковую пипку карбюратора в моторах, где этой пип-
кой производится подсос топлива).
Если все в порядке – пытаемся завести. Завелся? Нет?
Шаг второй.
Если после полутора десятков попыток завести мотор он не подал признаков жизни,
выкручиваем свечу и смотрим на нее. Согласно распространенному среди водителей суеве-
рию влажная свеча означает, что нет искры, а сухая – что нет топлива.
Кстати, никаких других неисправностей у двигателей внутреннего сгорания не бывает.
Бывают поломки, но это – когда при попытках его покрутить внутри слышатся хрусты, звя-
канье, наружу торчат шатуны, а корпус покрывается трещинами…
Впрочем, не будем о страшном.
Итак, раз уж свеча все равно вывернута, проверяем ее на искру. Для этого берем ее
плоскогубцами и прижимаем к корпусу двигателя. Если нет плоскогубцев, попросите при-
жать свечу кого-нибудь из знакомых. Дергаете пускач, глядя на свечные электроды. Если
между ними проскакивает свеча – приступаете к поиску топлива.
. Для этого снимаете крышечки, накладки, детали корпуса, скрывающие карбюратор,
и осматриваете его, проверяя, не выскочил ли тросик, управляющий основной (дроссель-
ной) заслонкой, и на месте ли заслонка, перекрывающая канал карбюратора (обогащающая
смесь для запуска холодного двигателя). Карбюраторы маломощных двигателей просты, как
плотницкий гвоздь: отверстие для вытекания бензина и заслонка, запирающая или откры-
вающая эту дыру для регулировки мощности, поэтому все детали и узлы и их исправность
(или несправность) видны невооруженным глазом.
. В карбюраторах, в которые бензин поступает самотеком (бак находится над карбю-
ратором, на бензошланге стоит краник), бывают случаи залипания иглы в верхнем положе-
нии – в отверстии, через которое поступает топливо в поплавковую камеру. Неисправность
лечится легким постукиванием по карбюратору. Обычно для этого даже разбирать ничего
не нужно.
. Если карбюратор выглядит исправным, то осматриваете идущий к нему бензошланг
на предмет перегибов или разрыва, а также заглядываете в бак. Бывает, что в него падает
какойто мусор (кусок пленки, тряпки, гончарной глины), который и залепляет всасывающее
отверстие. Бывает, из-за тряски или перекладывания с места на место всасывающий шланг
изгибается и торчит над поверхностью бензина, засасывая воздух. Шланг, соответственно,
чистят и заправляют на место.
Все, больше в системе подачи ломаться нечему.
Более сложные системы с подачей топлива от бензонасоса и многоконтурными кар-
бюраторами мы опустим, поскольку еще в 2006 году в России введен экологический стан-
дарт на выхлоп «Евро-2», после которого карбюраторы фактически оказались вне закона. А
значит, в повседневной жизни с такими монструозными агрегатами вы уже не встретитесь.
Посему вернемся к простым карбюраторам.
На тот случай, если вы не верите глазам своим, существует надежный тест для про-
верки исправности карбюратора. Нужно впрыснуть в его зев чуток бензина и попробовать
завести мотор. Если завелся – проблема и вправду с подачей топлива, не завелся – во всем
виновата электрика.
Правда, в электросхеме маломощных двигателей ломаться тоже нечему. В них стоит
магнето, от которого в рассчитанный конструкторами момент прохождения поршня идет
разряд на свечу. Посему при упрямом отсутствии искрывыполняете следующее.
. Осматриваете свечу. Ширина зазора должна быть около 0,5 мм или чуть больше.
Чем шире зазор, тем труднее искре его пробить! А электроды иногда разгибаются. Чем уже
зазор, тем меньше искра и тем труднее воспламенить смесь – а иногда контакты сгибаются.
Кроме того, между контактами иногда попадают крупицы сажи, и тогда искра не образуется
вообще – ток идет по саже. У исправной свечи должен быть заметный зазор, а сами кон-
такты иметь четкие геометрические формы. Если контакты выглядят оплавленными, изно-
шенными – свеча старая и может быть неисправной, полностью выработавшей свой срок.
Однако в идеале – желательно просто заменить свечу на запасную. Для гарантии.
. Осматриваете толстый высоковольтный провод, идущий от магнето к свече. Он дол-
жен прочно удерживаться с обоих концов, не иметь переломов и разрывов. Провод можно
проверить. Для этого свечу вынимают из колпачка, вместо нее засовывают гвоздь, проволоку
или другой проводник, его подносят к корпусу на расстояние около 0,5 мм и делают попытку
запустить двигатель. Если искра проскакивает – провод исправен, свеча – нет.
Но такая проверка – скорее жест отчаяния. Свеча и высоковольтный провод, которые
выглядят как исправные, на моей памяти еще ни разу не оказывались бракованными.
И наконец, самое последнее. Поскольку ломаться в маломощных моторах просто
нечему, то для выключения их «ломают» принудительно: замыкают магнето на корпус. На
нем должен находиться «лишний» провод, служащий именно для этой цели. Если где-то в
длинной цепи проводов, крепежа и выключателей случилось замыкание – оно будет мешать
работе магнето, поэтому для дальнейшей проверки «лишний» провод желательно снять.
Теперь запустите двигатель. Он заведется – иначе и быть не может, поскольку все воз-
можные неисправности уже проверены и устранены.
Чтобы заглушить работающий двигатель, закройте заслонку обогащения смеси и резко
увеличьте обороты. Мотор пару раз чихнет и остановится.