Проверяйте толщину дисков и тормозных накладок самостоятельно. Если пойдете на
поводу у слесарей автосервиса, они с удовольствием будут менять вам диски хоть каждый
день – только платите.
Машину на дороге ощутимо уводит в сторону. Следов износа на колесах нет – зна-
чит, со схождением все в порядке. Тогда что?
К такому эффекту приводит разница давления в шинах, стоящих на одной оси, поэтому
при первых признаках «рысканья» на дороге начинайте искать неисправность с проверки
давления воздуха в колесах. В 80 процентах случаев вам понадобится не автослесарь, а
шиномонтаж.
Кстати, согласно исследованиям западных ученых, каждая шестая авария случается из-
за неправильного давления в колесах, что приводит к снижению управляемости автомобиля.
Правда, западные специалисты соврут – недорого возьмут, если нужно отмазать страховую
фирму от необходимости платить возмещение. Неправильное давление в шинах – это вина
владельца. Значит, он сам виноват и требовать денег по страховке не имеет права.
В гаражном кооперативе я регулярно плачу за содержание смотровой ямы». Но
сам не пользуюсь, поскольку не понимаю, что в этой яме щупают, смотрят, дергают
и постукивают?
Возможность осмотреть машину снизу – это великая удача, от которой не откажется ни
один уважающий себя автовладелец, поскольку даже беглый осмотр позволяет обезопасить
себя от возможных поломок и неприятностей на дорогах на много месяцев вперед.
Что нужно проверять под машиной?
. Сначала – беглый взгляд на покрышки: на их бортах, обращенных внутрь, не должно
быть никаких потеков. Как я уже упоминал, потеки оставляет тормозная жидкость, проса-
чиваясь из-под сальников, и такую неисправность следует устранить немедленно.
. Затем осматриваете пыльники – это такие резиновые чулочки, которые натягиваются
сверху на сочленения рулевых тяг и шарниров угловых скоростей и изгибаются вместе с
ними. Пыльники защищают сочленения, работающие под очень большой нагрузкой, да еще
в очень грязных местах – у самых колес, над дорогой, – от пыли, песка, мелких камушков и
прочего абразива. Износ копеечного пыльника, появление в нем отверстий, разрывов, щелей
приводят к гибели ШРУСа буквально за одну-две недели, а деталь эта, ой какая дорогая! С
другой стороны – пыльники выходят из строя крайне редко. Пыльники желательно прове-
рять каждый раз после того, как вам пришлось проехать по дороге, способной их порвать:
продирались через заросли кустарника, неслись по грейдеру, засыпанному гравием, ползли
на брюхе по какой-то топи, скакали по корням или вас выволакивали из какой-нибудь ямы.
. Загляните по очереди под каждую стойку передних колес: на стойках не должно быть
потеков (признак выхода из строя амортизатора), пружины должны стоять ровно, упираясь
в чашки. Если пружина закошена или вылезла наружу (за пределы чашки) – скорее всего,
она лопнула.
. Идущие от кузова к деталям подвески тяги должны быть, во-первых, закреплены обо-
ими концами, во-вторых, соприкасаться с другими деталями исключительно через резино-
вые втулки. Если любая тяга в подвеске как-то странно наклонена и носит следы соприкос-
новения своими металлическими частями с металлом кузова (например, край тяги царапает
край проушины) – это признак предельного износа или повреждений подвески (перекоса
моста, изгиба тяги, поломки какого-то из узлов крепления). Втулки, которые крепят тяги в
проушинах, также должны стоять ровно, без перекосов. Перекошенные втулки – либо раз-
болтались и потеряли крепеж, либо просто сломаны. В идеале втулки должны стоять плотно
и ровно, сама резина быть цельной, без трещин и раскрошенности.
. На многих машинах в передней подвеске есть стабилизатор – стальная тяга, идущая
от рычагов подвески правого колеса к левому. Эта тяга имеет дурную привычку лопаться,
так что она тоже заслуживает внимания.
. Отойдите к заднему мосту, осмотрите его по той же схеме: пружины, амортизаторы,
тяги. Если мост ведущий – на нем все равно не должно быть масляных потеков (износ саль-
ников).
. Принюхайтесь. Здесь, снизу, проходит под давлением топливная магистраль. Если
появились первые трещинки или прогнивания – запах бензина предупредит вас об опасности
еще до появления настоящего «фонтана».
. Проходите под днищем еще раз вперед-назад, целенаправленно выискивая влажные
пятна: это следы нарушения герметичности рабочих систем. О вытекании тормозной жид-
кости или падении давления масла в двигателе вас предупредит датчик. Однако износ саль-
ников и выбрасывание масла из КПП или заднего редуктора можете выявить только вы.
Равно как и подкапывание тосола, антифриза кондиционера, масла гидроусилителя. Смею
вас заверить, поездка без масла в редукторе – тоже очень дорого. Менять лучше сальник, а
не переклинивший мост целиком.
. Затем смотрите, нет ли следов потертостей, ослабшего крепежа. Все, что оказалось в
машине незакрепленным, рано или поздно хоть что-нибудь но перетрет! Заглядываете в арки
колес. Пластиковый крепеж пластмассовых подкрылков имеет привычку вытряхиваться и
ломаться, и если подкрылок держится всего на паре «клопов» – вы наверняка намотаете
его на колесо на первой же яме. Посему нужно сосчитать число опустевших отверстий и в
ближайшем автомагазине купить нужное количество «клопиков», чтобы тут же расставить
их по местам.
. Теперь наденьте рабочие рукавицы, беритесь руками за каждую из тяг подвески и
резко качните вверх и вниз. Тяги рассчитаны на большую нагрузку, и пошевелить их вы не
сможете. Если где-то что-то поддалось, прыгнуло в гнезде, отозвалось предательским стуком
– необходима замена втулок.
. Подергайте рулевые тяги – они тоже должны стоять мертво, а не прыгать в местах
крепления вверх-вниз. Вообще-то, люфт наконечников рулевых тяг проверяется иначе: один
человек сидит в кабине и качает рулем из стороны в сторону, а другой зажимает рукой места
соединения наконечников. Детали рулевых тяг должны смещаться из стороны в сторону как
единое целое, пусть и с некоторым поворотом относительно друг друга, без стуков и рывков.
Но в одиночку такую проверку не сделать.
. Теперь проверьте кардан. Это возможно, только если машина снята с передачи. Одной
рукой возьмите за часть кардана перед крестовиной, другой – после него и попытайтесь
повернуть эти части навстречу друг другу, туда и обратно. Если крестовина исправна –
ничего не получится, если изношена – услышите стук и ощутите смещение.
. Пройдя под машиной, защищенной перчаткой рукой можно проверить, насколько
хорошо закреплены дополнительные детали: защита бака и картера, не болтается ли глуши-
тель. В случае подозрения полезно убедиться, не провисают ли трубки, как держатся про-
вода.
Вот и все, проверка окончена. Она заняла самое большее две минуты. Но при этом,
если вы не обнаружили люфтов в наконечниках, если втулки тяг целы, нигде ничего не под-
текает, а крестовины прочны, как столетний дуб, – это значит, что в ближайшие пару меся-
цев вам нечего опасаться в дальних поездках. Даже если некая неисправность возникнет
прямо сейчас, то за два-три месяца она не успеет вырасти до размеров, способных привести
к фатальным последствиям, и вы не окажетесь в глухом пролеске с оборванной тягой или
заклинившей коробкой передач. Для подобных поломок требуется немалое время и большая
невнимательность со стороны водителя.
|