Нужно ли использовать прерывистое торможение на мокром асфальте, или оно
важно только зимой
Эта методика стала настоящей идеей фикс в школах экстремального вождения и на
обычных шоферских курсах. Ну ладно экстремалы – они готовы и на двух колесах кататься,
и в сугробах кувыркаться, и по катку на «лысой» резине скользить. Но нормальному-то чело-
веку это зачем?
Напомню теорию. Она заключается в том, что при сильном нажатии на педаль на сухом
асфальте, при заклинивании колес, резина истирается об асфальт, при этом с нее срезаются
маленькие кусочки, которые скатываются в шарики, колеса скользят по этим шарикам – и
таким образом тормозной путь несколько удлиняется. Если же нажимать на педаль с такой
силой, чтобы колеса находились на грани срыва в юз – тормозной путь удается сократить.
Как определить нужное усилие? Водитель приобретает данное знание с опытом.
А если нет опыта? Тогда можно попробовать использовать прерывистое торможение:
давить на педаль до тех пор, пока колеса не заклинит, после чего отпустить тормоз и тут же
нажимать снова. Так, кстати, работает и система ABS, вот только роботу удается увеличивать
число «отпусканий» до нескольких в секунду и не нагружать этой проблемой водителя.
Обращаю внимание: ABS сокращает тормозной путь только на сухом асфальте! На
скользкой дороге выигрыша в тормозном пути не будет вообще! Если же вы вместо посто-
янного торможения еще и педаль в сложной обстановке начнете отпускать – только лишние
метры себе наберете. У прерывистого торможения есть лишь одно преимущество: оно поз-
воляет сохранить управляемость машиной. Когда вы видите, куда свернуть – есть смысл в нужный момент отпустить педаль тормоза и объехать препятствие. Если впереди пробка,
стена или обрыв – лучше сэкономьте себе пару метров жизни. А именно: педали тормоза и
сцепления – в пол!
В параграфе 10.1 Правил дорожного движения записано: «При возникновении опасно-
сти для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять воз-
можные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». Вот
так, по закону, и действуйте!
У водителей с большим опытом вождения мнение будет, разумеется, другое. Не слу-
шайте никого, слушайте меня! Я уже четверть века за рулем и навидался всякого. Если вы не
нарушали правил, но растерялись в аварийной ситуации и вдавили тормоз – 90 процентов
вероятности за то, что вы будете признаны невиновными в случившемся ДТП. Как бы вас ни
обвиняли в том, что вы могли объехать, увернуться, схитрить – вы поступили по Правилам,
и все! Если ДТП случилось после вашей импровизации – готовьтесь оплачивать итоги ДТП
из своего кармана и садиться в тюрьму, если будут пострадавшие. На вас повесят всех собак,
даже если аварийную ситуацию создал кто-то другой.
Ну а когда наберетесь водительского опыта и будете готовы отвечать за свою реакцию
и правильность действий, про мой совет можете забыть.